Новости
18 июля 2017, 21:01

Никольский соловей Екатерина Фроловна

Святитель Тихон, патриарх Московский и Всея Руси, принявший на себя тяготы защиты Русской Православной Церкви от красного террора, с любовью называл «белыми платочками» безвестных женщин, которые в богоборческие времена не оставили своего христианского служения, спасали веру, спасали иконы из разорявшихся храмов. Советская власть особо жестко не преследовала этих бабушек в силу их невысокого социального положения, надеясь, что они со временем просто вымрут. Но менялись поколения, а «белые платочки» продолжали наполнять храмы…

Всей семьёй на клиросе

Екатерина Фроловны Бурцева прожила долгую и трудную жизнь, 50 лет она пела на клиросе в Никольском храме села Зуевки Солнцевского района.

Родилась в деревне Коровино, сегодня – посёлок Солнцево, в день иконы Божией Матери «Нечаянная радость», 22 декабря 1922 года. Времена были богоборческие, но родители Елена Дмитриевна и Фрол Гаврилович воспитывали сыновей и дочерей в православной вере. Десять детей – Василий, Михаил, Ольга, Мария, Александра, Екатерина, Варвара, Надежда, Зинаида, Нина – росли послушными и трудолюбивыми. Елена Дмитриевна в Зуевской церкви руководила церковным хором. Пели на клиросе и глава семьи, и дочери. В 1939 году храм закрыли, а через два года грянула Великая Отечественная война. Василий и Михаил с первых дней войны ушли на фронт. Оба сложили головы на полях сражений. Во время оккупации пропала без вести дочь Ольга. Угнали в Германию Катю…

– Нас везли в грузовом эшелоне, была зима, стояли сильные морозы. На ходу поезда я выпрыгнула, – вспоминала она после войны. – Когда выпрыгнула из поезда, бежала по сугробам, вся обморозилась, но от фашистов спаслась.

Долго и трудно Екатерина добиралась домой, скиталась «по миру». По её рассказам, собраться с силами помогла одна благочестивая женщина. Таких называли старицами. На вопрос, как дальше жить, она ответила: «Екатерина, не печалься, вернёшься ты домой на родину, и от тебя будет греметь церковь». Время было страшное, голодное, кругом война… Екатерина недоумевала: «Почему греметь?».

Выжила!

Девушке удалось вернуться домой, в родное село. К тому времени храм в Зуевке был открыт, и вскоре она вновь стала петь в церковном хоре. Когда умер регент церковного хора, то настоятель храма протоиерей Флегонт Романов ходатайствовал перед епископом Курским и Белгородским Серафимом, чтобы утвердить Екатерину Фроловну регентом и псаломщиком. Это было в сентябре 1962 года. Результат её труда – в документах храма, там есть запись: «За ревностное служение как руководитель церковного хора Николаевской церкви села Зуевки Бурцевой Екатерине Фроловне преподаётся Архиерейское благословение. Во свидетельство сего и дана сия грамота, 25 апреля 1964 год, град Курск. + Смиренный Серафим Епископ Курский и Белгородский».

В хоре сельского храма в то время пело более 15 человек. Екатерина Фроловна ездила на отпевание усопших, читала псалтирь, пела на таинстве венчания. За время своего регентства пела службы со многими священнослужителями: протоиереем Павлом Тарасовым (1950 – 1960 годы служения), протоиереем Флегонтом Романовым (1960 – 1972 годы служения), протоиереем Феодосием Ждановым (1972 – 1998 годы служения), протоиереем Василием Ждановым (с 1998 года).

Бабушка молилась

Война наложила отпечаток на многие семьи. Екатерина одна растила сына. Зато ей было суждено порадоваться внукам.

– Мы очень её любили, добрую, простую, но и строгую, – говорит внучка. – Бабушка служила Богу от чистого сердца. Вера её была крепка. Однажды утром я пришла к ней (к тому времени бабушка жила в маленькой доме в селе Зуевке, перебралась поближе к храму). Стучу – не открывает. Я испугалась, выставила окно, забралась в хатку. Вижу – бабушка лежит на кровати, не двигается. Оказалось, у неё случилась диабетическая кома. Я вызвала скорую помощь. Когда бабушка пришла в себя, подняла палец вверх и начала петь, прямо на носилках. Для неё храм всегда был на первом месте! Бабушка никогда не навязывала нам веру. Говорила: «Каждый должен прийти к Богу и в храм самостоятельно». Свою дочку я назвала Катей в честь моей любимой бабушки. Малышка родилась очень слабенькой. Утром муж пришёл меня навестить, а я его немедленно послала к бабушке Кате. Бабушка сказала – срочно окрестить малышку. Ребёнка окрестили в родильном доме. Бабушка, конечно, молилась. На следующий день после крещения дочка взяла грудь. Сейчас Катя уже взрослая, вышла замуж».

Преданная, смиренная, строгая…

– Когда мы приезжали в храм, прихожане всегда говорили о Кате-регентше, а мне хотелось её увидеть. И вот после службы она выходит с клироса в голубой кофточке и в светлом платочке, а люди говорят: «Вот Катя идёт», – вспоминает певчая храма Надежда Мотвиенко. – В 1972 году отца Феодосия Жданова, мужа моей сестры Валентины, епископ Николай Бычковский назначил на приход в село Зуевку. Хором в то время руководила тётя Катя. Екатерина Фроловна была ревностной к пению, строга и к себе, и к певчим, требовала добросовестного отношения к делу, к богослужению относилась с трепетом. Службу знала наизусть, но во время пения всегда советовалась с матушкой: «Какую петь Херувимскую?» Катя была как строга, так и смиренна.

Вспоминает певчая храма Юлия Ткачёва:

– Екатерина Фроловна не была привязана к земному. Свои скудные средства она отдавала внукам. В быту была не требовательна к уюту и удобствам. Однажды я увидела, как Екатерина после дождя умывалась из лужицы, и была очень удивлена. Потом, со временем, прочитав жития юродивых, которые презирали всё земное, жили в антисанитарных условиях, я поняла её поступок, тем более что сама я излишне уделяла внимание чистоте и уюту. При этом Екатерина умилялась, когда в храме – свежевымытый пол, чисто и красиво. Имея ревность служения Богу, а не людям, к чему и призывает нас Господь, Фроловна могла проявить резкость, когда что-то не так исполняли на клиросе во время службы, на что мы, певчие, могли обижаться, не понимая того, что надо угождать Богу, а не людям. А службу церковную она знала превосходно!

…Екатерина Фроловна являет собой пример смиренной преданности Господу и Его святой воле, самоотверженного труда на благо Церкви православной. Именно благодаря таким людям Церковь выстояла в годы гонений. Она, как жёны-мироносицы, которые не побоялись ни Пилата, ни стражников, охранявших гроб Господень, и пошли, чтобы помазать миром Своего Господа. В советское время было явлено много светильников веры. Но особым тихим светом сияют те женщины в белых платочках, что сохранили церковь, служа и трудясь там день и ночь. Екатерина Фроловна жила тихо и незаметно, но вся жизнь её была подвигом веры, благочестия и непрестанного труда.

В начале 2002 года, вскоре после Рождества Христова, Екатерина Фроловна умерла. На её похороны собрался весь церковный причт, и от дома до кладбища певчие пели погребальные песнопения. Погребение совершил протоиерей Василий Жданов. Похоронена Екатерина Фроловна на кладбище посёлка Солнцево.

Дмитрий Уколов, фото из семейного архива Бурцевых

Согласно исследованию академика Е.Е. Голубинского, за всё время от Крещения Руси до падения Российской империи в 1917 году было прославлено около 370 русских святых, из которых к общецерковному почитанию – менее ста.Женщин можно без труда перечислить всех по именам. Первой, разумеется, идёт святая равноапостольная княгиня Ольга (+969), далее следуют благоверная супруга Великого князя Ярослава Мудрого преподобная Анна Новгородская (+1050), святая Феврония (супруга Петра) Муромская (+1228), две святые Евфросинии – Полоцкая (+1173) и Суздальская (+1250), княгиня Агриппина Ржевская (XIII в.), преподобная Харитина Новгородская, княжна Литовская (+1281), святая Анна Кашинская (+1368), с канонизацией которой, как известно, были связаны определённые сложности (в 1650 г. она была торжественно прославлена, но затем спустя 27 лет при Патриархе Иоакиме исключена из числа почитаемых святых, и лишь в 1909 г. её почитание было восстановлено), княжна Иулиания Ольшанская (+1566) и, наконец, святая Гликерия, дева Новгородская (+1572). Всего десять, причём, что характерно, почти все – княжеского рода, хотя зачастую и принявшие монашеский постриг. Список Голубинского, очевидно, не полон (в нём нет, например, святой благоверной супруги Великого князя Димитрия Донского Евдокии Московской, в постриге Евфросинии (+1407)). В списке общецерковно почитаемых новомучеников и исповедников Российских на 2013 год значится 181 женщина.Из доклада профессора ПСТГУ священника Александра Мазырина на IV Международных образовательных Покровских чтениях «Образ женщины в небесном и земном»
comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg